Советы психолога


Как определить, насколько ребенок готов к школе?
И что делать, чтобы  правильно подготовить его?

Говорите с ребенком побольше: обо всех событиях, которые он пережил в течение дня, о просмотренных мультиках, прочитанных вслух книжках. Это позволит вам составить представление и о его словарном запасе, и о правильности и распространенности грамматических конструкций, и о способности выделять главное, понимать причинно-следственные связи.

Порисуйте или полепите вместе, описывая в словах, что и как изображаете, и вам станет очевидным, насколько ребенок освоил пространственные представления, понятия величины и соотношения, насколько точны и координированы движения его пальцев.

Поиграйте в слова, называя по очереди слова на какую-либо букву или на последнюю букву предыдущего слова, и вы сможете оценить не только его словарный запас, но способность выделять звуки в словах, и умственную работоспособность, и заинтересованность в умственной деятельности.

Предложите другую игру – “в загадки”: вы, например, перечисляете предметы мебели, а ребенок “отгадывает” обобщающее слово, “мебель”, или, наоборот, вы называете обобщающее слово, а ребенок перечисляет предметы, которые оно объединяет. Степень трудности можно варьировать – от элементарных (одежда, еда) до требующих определенного кругозора (например, дикие звери южных стран или насекомые).

Можно поиграть в сравнения (например, что общего и чем отличаются кукла и девочка, мячик и арбуз, троллейбус и трамвай). И вам станет очевидной способность ребенка анализировать и выделять существенные признаки.

Поиграйте в “умного робота”: вы даете ребенку инструкцию, состоящую из 3-4 последовательных действий. По тому, как он ее выполняет, вы сможете оценить, насколько он может сосредоточиться и контролировать свою деятельность, удерживая в голове последовательный план.

(Если вам трудно оценить успешность вашего ребенка, не поленитесь поговорить и поиграть с несколькими его друзьями-сверстниками – у вас появится материал для сравнения).

    Важные критерии, на которые следует обратить внимание: насколько ребенку интересна умственная деятельность, как быстро он устает и теряет интерес, как оценивать собственные достижения (адекватно полученным результатам, безразлично, видит ли свои промахи, не слишком ли тревожен и обеспокоен неудачами). Спросите его, хочет ли он в школу и почему? В последние годы психологии отмечают, что детей, “рвущихся” в школу, становится меньше и меньше.
С чем это связано?
Кризисный, переходный период от дошкольного к школьному детству завершается “вырастанием” из дошкольных видов деятельности и стремление ребенка к учебе – это основной признак готовности к школе. Происходит это ближе к семи годам, а иногда и в течение восьмого года жизни. Однако многие дети начинают учиться с шести лет, а “готовиться” к школе (по сути, те же самые учебные занятия) еще раньше. Часто они просто не успевают “дорасти” до желания учиться, а уже получают учебную нагрузку сверх всякой меры. Конечно, психическое развитие ребенка не всегда совпадает с его возрастом, кому-то легко пойти в школу и в 6 лет, а кому-то и в 7 рановато. Главное, не стоит идти на поводу у своих амбиций, натаскивая ребенка любой ценой, без учета его возможностей и способностей. Лучше постарайтесь по возможности объективно их оценить и решить вопрос в пользу ребенка.

Чем целесообразно заниматься?

В пять лет – рисовать, раскрашивать, лепить, строить из конструктора (не только как получится, но и по образцу, по замыслу), нанизывая бусы, складывать мозаики, головоломки, разучивать стихи и “чистоговорки”.

С пяти с половиной - шести лет помимо перечисленного стоит уделить внимание чтению, счету, прописям. Существует много вполне доступных дидактических средств для развития мышления, координации движений, умения целенаправленно трудиться – всевозможные конструкторы, мозаики, раскраски, пособия – “обучалки”, пластилин и краски с бумагой, а за год до  поступления в школу можно купить специальные тетради для подготовки руки к письму со всевозможными штриховками и обводками.

Старайтесь вызвать у ребенка интерес к тому, чем вы с ним занимаетесь, избегайте скучной “обязаловки”, но стремитесь к тому, чтобы начатое было доделано, а не брошено на середине. Только так вы сможете его научить важнейшему для учебы качеству – стремительно к поставленной цели.

Заниматься со своим ребенком не всегда легко и просто. Иногда доброжелательность, спокойствие, выдержка даются нелегко. Нужно научиться не огорчать его своим неудовольствием и не сердиться за непонимание и неумение. В то же время никто лучше вас не знает своего ребенка. И ничье мнение и ничья поддержка не важны для него в такой степени, как ваши.

Когда надо начинать готовиться к школе?

Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. И не только на специальных занятиях. Обучать можно буквально с рождения. Ваши совместные с малышом игры, пример и помощь в действиях с предметами в самом раннем возрасте, внимание к бесконечным «почему?», сказки и совместные игры с ребенком постарше, привлечение его к бытовым делам и самообслуживанию, интерес к его занятиям, разговоры о том, что происходит вокруг, обсуждению прочитанного и увиденного – все это обучение, которое ведет за собой развитие.

Дошкольник любознателен, он легко запоминает то, что вызвало интерес – старайтесь удовлетворить его любопытство, расширяя при этом круг представлений, обучая анализировать, выделять сходство и различие, замечать связь между причиной и следствием.

Не ограничивайте стремление ребенка к деятельности (в рамках его безопасности, конечно же), не удивляйтесь желанию разобрать новую игрушку (лучше помогите потом собрать опять), не прогоняйте с кухни, когда он хочет с вами вместе месить тесто и лепить пирожки. Все это поможет сделать его пальцы сильными и ловкими и разовьет ум.

И помните, что лучше всего он усвоит то, что будет казаться ему важным и интересным, а важным и интересным будет ему казаться то, что с удовольствием делают близкие и самые главные для него люди – мама и папа.

Сайт управляется системой uCoz